Современное состояние культуры

  • 30.11.2014

 

В своей таинственной книге  «Роза мира» «Роза Мира» - главное его произведение, официально опубликованное в России лишь в 1991 (до этого работа передавалась из рук в руки в виде самиздата). Роза мира – религиозно-философское учение Даниила Леонидовича Андреева, русского мыслителя-мистика первой половины ХХ века, сына известного писателя Л.Н. Андреева.   русский писатель - мистик  Даниил Андреев Даниил Леонидович Андреев (2 ноября 1906, Берлин - 30 марта 1959, Москва) - русский поэт, писатель, философ, мистик-визионер.   , описывая один из виденных им кругов ада («миров возмездия», как он их называет), употребляет странное слово «гаввах». В переводе на наш язык оно означает, мягко говоря, «дрянь», «гадость» - именно ею питаются обитатели преисподней. Речь идет не просто о телесной пище - речь о духовной, социальной и культурной энергетике преисподней. «Гаввах» оказывается смесью пошлости и похоти - в искусстве, в политике, в религии. Высшим торжеством «гавваха» в «Розе мира» предстаёт публичное совокупление демонов - главный праздник всего подземного населения. В некотором отношении это напоминает рассказ Ф.М. Достоевского «Бобок», где описаны кладбищенские забавы покойников.

В 2010 году можно утверждать, что этот самый «гаввах» в значительной степени уже стал любимой пищей человечества. Подойдите к газетному киоску - там пестрит обложками «гаввах». Включите любой канал телевидения - на вас выльется море «гавваха». Зайдите в интернет - тут «гавваха» немеряно. Под разными именами союз пошлости с похотью правит сегодня бал в «открытом» обществе - открытом именно для воздействия низовых энергий. Может, его для этого и открыли? Современная цивилизация молится свободе и правам человека - на самом деле это свобода «гавваха» и право на «гаввах». В принятой недавно европейской конституции даже не упоминается христианство, а американская епископальная церковь в 2003 году поставила в епископы открытого гомосексуалиста. Всё это есть ничто иное, как «гаввах».

Не буду утомлять вас перечислением других признаков нынешнего социально-культурного кризиса. Её главным отличительным качеством является утрата различия между высоким и низким, добром и злом - внутренняя пустота цивилизации, обладающей колоссальной финансовой, технической и информационной мощью.  Фаустовский проект Термин Термин «фаустовская культура» (Faustian culture) восходит к трагедии И.В. Гёте «Фауст» (1808 – 1832), герой которой – знаменитый ученый – продает душу демону за власть над миром. Фаустовская культура, согласно философскому толкованию немецкого мыслителя начала ХХ века О. Шпенглера, это западноевропейская культура,    западного модерна оказался несостоятелен: союз с Мефистофелем не прошел для Фауста даром. Современный философ не может, подобно Гегелю, мыслить за Бога. Художник-модернист не в силах творить как Бог. И то и другое сегодня просто смешно. В результате культурологи всё чаще говорят о конце истории. Чтобы была жизнь, человеку нужен Абсолют, но цивилизованный мир его утратил. «Бог умер» - это констатировал немецкий философ Фридрих Ницше ещё во второй половине XIX века.

Уникальность русской цивилизации состоит в том, что вплоть до последнего времени она пыталась жить на земле поправде - отсюда её взлеты и падения, отсюда двойственное отношение к самой идее культуры. Если римско-католическая (западная) культура - это наследие  апостола Петра, Петр Традиционно апостол Петр как просветитель Рима считается небесным покровителем римско-католической церкви    а протестантские общины - школа  апостола Павла Апостол Павел является главным религиозным авторитетом протестантских христианских общин. В православии оба апостола именуются первоверховными   , то православие есть, несомненно, область  апостола Иоанна Апостол Иоанн традиционно именуется апостолом любви   . Апокалипсическимветром овеяны главные действующие лица православно-русской драмы - и Иван-Царевич, и Иванушка-Дурачок, и Иоанн Грозный.

В отличие от «фаустовской» души, русский «иоанновский» человек стремится не столько к утверждению нового, сколько к близости святого. Русский творческий (в том числе художественный) акт направлен к абсолютному, а не к относительному, он центростремителен, а не центробежен. В силу особенностей своей духовной природы России постоянно приходится разрешать парадоксы верующего разума, нравственного поэта, соборного монарха, тогда как на Западе эти самодовлеющие социокультурные практики разнесены по различным «углам» цивилизации. Конечно, и Россия участвовала в мировом техническом прогрессе, но делала она это по необходимости, под давлением обстоятельств (например, петровская модернизация). Русский человек мог предложить миру  воображаемую геометрию Великий русский математик первой половины XIX века Н.И. Лобачевский открыл возможность построения неэвклидовой геометрии.   , увидать во сне  периодическую систему элементов Существует версия, что Д.И. Менделеев впервые увидел свою периодическую систему химических элементов во сне.    или провозгласить себя  «председателем земного шара» Один из родоначальников русского и мирового футуризма поэт Велимир Хлебников ( 1885-1922) называл себя «королем времени» и «председателем земного шара»   , но лучшие его силы были направлены на иное

Выражаясь эстетическим языком, русская цивилизация хочет быть(классика), а не иметь  (модернизм) Модерни?зм (итал. modernismo - «современное течение»; от лат. modernus - «современный, недавний») - направление в искусстве и литературе ХХ века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века она была подвергнута развёрнутой критике, как метод, направление и эпоха в творчестве культуры, характеризующиеся антропоцентрическим (человекобожеским) характером высших нравственных, художественных и интеллектуальных идеалов, во имя которых это творчество осуществляется (культура перед лицом самоценного человека). О модернизме в широком смысле этого понятия.    и не казаться  (постмодернизм) Постмодернизм - эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. Постмодернизм - метод, направление и эпоха в творчестве культуры, характеризующиеся игровым (релятивистским) отношением к религиозным, нравственным, художественным и интеллектуальным идеалам, во имя которых это творчество осуществляется (культура перед лицом игры). В условиях постхристианской цивилизации приобретает характер воинствующего безбожия.   . Если европейская культура пережила ряд смертей - смерть Бога, смерть человека, смерть автора, то русская духовность всеми силами старалась не поклониться чаше «гавваха». Насколько ей это удалось - судить не нам. По мере движения истории в мире нарастает противостояние света и тьмы, правды и кривды, причем тьма захватывает космические и человеческие горизонты существования, тогда как свет уходит во внутренние области бытия, в монастыри и катакомбы. На поверхности жизни почти полностью преобладают сегодня «человеко-животные», которыми успешно управляют служители «гавваха». «Новый мировой порядок» практически повсеместно торжествует ныне свою победу. Однако никто не в силах обмануть Истину. «Близ есть, при дверях (8 Мрк, 13,29).