Русь! Встречай роковые годины:
Разверзаются снова пучины
Неизжитых тобою страстей,
И старинное пламя усобиц
Лижет ризы твоих Богородиц
На оградах Печерских церквей.
Все, что было, повторится ныне...
И опять затуманится ширь,
И останутся двое в пустыне —
В небе — Бог, на земле — богатырь.
Эх, не выпить до дня нашей воли,
Не связать нас в единую цепь!
Широко наше Дикое Поле,
Глубока наша скифская степь
Максимилиан Волошин
Теперь нам предстоит философский анализ шести русских художественных кинофильмов 1960-1980-х годов: «Иваново детство» и «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Васса» и «Прошу слова» Глеба Панфилова, «Печки-лавочки» и «Калина красная» Василия Шукшина. Русское философское кино - это художественное воплощение русской идеи, ее зримый экранный образ. Попытаемся на материале этих картин проследить хотя бы частичные, неполные осуществления вечного лика России в отдельных людях и событиях нашей истории и современности. Как сказано у Александра Блока: чтобы по бледным заревам искусства узнали жизни гибельный пожар...
Вы можете спросить, почему именно Тарковского Панфилова и Шукшина автор избрал героями своего курса. Ответ один: по силе таланта, совершенству созданных ими творений и, главное, по глубине проникновения в духовный мир России.В каждом из них, как в капле воды, отражается русское солнце. Наша цель как раз и состоит в том, чтобы через посредство художественного образа приблизиться – только приблизиться - к тайне русской души. Тарковский, Панфилов и Шукшин будут нашими проводниками по кругам русского рая и ада.
Рекомендую Вам, прежде чем перейти к изучению каждой последующей темы, еще раз посмотреть фильмы, о которых идет речь. Это легко теперь сделать через Интернет.