Задания для самостоятельной работы по курсу
Открыть содержание курса |
Задание 1.
Подумайте, нужно ли нам всем знание о духовных основах нашей культуры, зачем? Изложите Вашу позицию письменно в жанре эссе. Предлагаемая форма Вашего эссе: Вступление, в котором обозначается важность проблемы и Ваша точка зрения; основная часть - аргументированные обоснования в поддержку Вашего мнения; заключение.
Задание 2.
Составьте описание любой наиболее знакомой Вам цивилизации (в виде текста, схемы или рисунка). Подумайте, к каким последствиям может привести выпадение какого-либо ее звена?
Задание 3.
Опираясь на литературные источники или интернет ресурсы, напишите реферат, посвященный современному состоянию нашей культуры. Предлагаем возможный план в виде трех позиций: что мы имеем на сегодняшний день; где, как и почему ситуация стала ухудшаться; как мы можем попытаться изменить ситуацию в лучшую сторону (дайте свои предложения). Если возможно, напишите, как проявляются эти проблемы в культурной жизни Вашего региона.
Задание 4.
Прочтите ещё раз поэму М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова», и проанализируйте основные черты образа Иоанна IV Грозного. Сравните его положительные и отрицательные стороны, укажите Вашу точку зрения о значении его царствования в истории России.
Задание 5.
Перечитайте поэмы А.С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Сопоставьте исторические роли Петра Великого и Иоанна Грозного, а также последствия их деятельности для русской духовной культуры. Составьте собственную характеристику петровской цивилизационной революции.
Задание 6.
Проследите основные этапы духовно-творческого развития А.С. Пушкина как поэта-мыслителя. Выделите в литературном наследии Пушкина главные произведения, являющиеся поворотными пунктами его духовного становления. Напишите небольшое эссе о значении Пушкина для современной русской цивилизации.
Задание 7.
Составьте таблицу сравнительных характеристик европейской и русской духовной культуры, опираясь на материал статьи И.В. Киреевского «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России». Выделите и зафиксируйте ключевые моменты этих характеристик.
Задание 8.
Перечитайте основные произведения философской лирики Ф.И. Тютчева, относящиеся к России, и сформулируйте письменно историко-культурные и мировоззренческие выводы из этих произведений. Сопоставьте между собой образы России в творчестве А.С. Пушкина и А.Ф. Тютчева.
Задание 9.
Подготовьте реферат о романе Ф.М. Достоевского, наиболее ярко, с Вашей точки зрения, представляющем религиозно-философские взгляды писателя.
Задание 10.
Составьте таблицу основных культурно-исторических типов, выделенных Н.Я. Данилевским в его книге «Россия и Европа». Сравните описание этих типов с его характеристикой русской культуры.
Задание 11.
В форме эссе с Вашими комментариями покажите основные этапы мировоззренческой эволюции К.Н. Леонтьева. Отметьте при этом, в чем актуальность предостережений К.Н. Леонтьева для современного состояния русской и мировой культуры.
Задание 12.
Обобщите основные идеи философии В.С. Соловьева и кратко охарактеризуйте значение его творчества для русской культуры концах ХIХ – начала ХХ века. Укажите при этом основные противоречия его религиозно-философской программы для России.
Задание 13.
Перечитайте поэму А. Блока «Двенадцать» и книгу Н.А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». Охарактеризуйте (в свободной форме) религиозные и культурные истоки русской революционной идеи.
Задание 14.
Охарактеризуйте в свободной форме взаимоотношения главных героев романа «Мастер и Маргарита» с точки зрения их религиозно-духовной природы. Укажите при этом сквозной смысловой сюжет произведения.
Задание 15.
Продумайте идейный смысл романа «Доктор Живаго» с точки зрения его отношения к религии, революции и России. Напишите изложение на эту тему.
Задание 16.
Прочтите роман А.И. Солженицына «В круге первом» и оцените по возможности сильные и слабые стороны идейной концепции этого произведения. Сформулируйте письменно основной предмет спора между главными героями.
Задание 17.
Посмотрите внимательно фильмы «Иваново детство» и «Андрей Рублев» и выделите наиболее существенные концептуальные события (эпизоды) этих произведений. Опишите свои впечатления в виде изложения по фильму.
Задание 18.
Сопоставьте между собой образы главных героинь фильмов «Прошу слова» и «Васса» . Подумайте, есть ли между ними что-либо общее? Дайте краткую сравнительную характеристику.
Задание 19.
Предложите свой собственный портрет русского человека, используя для этого материал фильмов В. Шукшина «Печки-лавочки» и «Калина красна». Опишите сильные и слабые стороны такого собирательного персонажа.
Открыть содержание курса |
Онлайн курсы:
-
Милорадов Д.E.
Своя финансовая безопасность -
Павел Бояров
Начала творческой фотографии -
Чепкасов Е.В.
Малые шедевры великой русской прозы -
Обучение людей старшего поколения добровольцами -
Григорьева Ирина Андреевна
Пожилой человек в современном обществе -
Наш общий дом: основы экологической культуры -
Сивоволова И.Б.
Искусство Древней Руси XI-XVI вв