ВСТУПЛЕНИЕ
Если исследовать историю отечественного театра по хронологическому принципу, то можно отметить, что ещё в Древней Руси существовало самобытное театральное искусство. Бродячие актёры-скоморохи творили в смешанном жанре, упирая на сатиру, крепкий народный юмор и шумовой эффект выступлений. Первое летописное упоминание о них относится к 1068 году, а фрески Софийского собора в Киеве с изображением представления скоморохов датируются 1037 годом. Игре скоморохов идейно противостояли церковные, школьные театры при Киевской, Московской Духовных академиях, а также придворный театр в летней резиденции царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Особый, тоже самобытный, вид отечественного театра представляли собой крепостные театры, игравшие по воле помещиков в европейском стиле. Таким способом «высокая культура» соперничала с простонародной традицией представлений, и единство «интеллигентского» и «народного» понимания театра было достигнуто к XVIII веку, когда логика развития отечественного театрального искусства объединила обе тенденции.
История русского театра в современном его понимании начинается в 50х годах XVIII века. Первый театр, похожий на современный, организовал в 1750 году талантливый актёр Ф.Г. Волков, собравший в Ярославле творческий коллектив из увлечённой местной молодёжи. В 1756 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении в Санкт-Петербурге государственного «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра». Директором был назначен стихотворец А.П. Сумароков, которого принято считать и первым драматургом. Ведущим актёром был приглашён уже прославленный Ф.Г. Волков. С тех пор русское театральное искусство развивалось одновременно и как «высокое», и как «народное» искусство. Данный учебный курс выстроен не по хронологическому принципу, распространённому в историографии отечественного театра, а по справочному принципу, в форме «Краткого театрального словаря», позволяющего быстрее найти искомую информацию.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ: